В 2005 году в Грязовецком районе Вологодской области в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» произошло территориальное деление на муниципальные образования, в число которых вошло муниципальное образование Вохтожское.
В состав данного муниципального образования были включены территории поселка Вохтога, Вохтожской и Демьяновской сельских администраций. Общая площадь поселения составила 49 146 га (491,46 кв. км).
![]() |
Населённые пункты муниципального образования: посёлок Вохтога и 39 сельских населенных пунктов. Центром муниципального образования является рабочий поселок Вохтога, расположенный в 60 километрах от районного центра и в 90 километрах от областного центра. Сельские населённые пункты: д.Аксёново, д.Антипино, д.Афанасково, д.Белово, д.Богданово, д.Ваганово, д.Васильевка, д.Верхняя Пустынь, д.Восья, д.Вохтога, д.Дресвище, д.Елховка, д.Каменка, д.Комарово, д.Корючево, д.Липихино, д.Лысово, д.Меленка, д.Михалково, д.Муниково, д.Нижняя Пустынь, д.Никольское, д.Орлово, д.Путилово, д.Родионово, д.Становое, д.Строево, д.Тарасово, д.Целенниково, д.Черновка, д.Чухарица, пос.18 км, пос.Монза, разъезд Лукино, разъезд Подбережский, с.Демьяново, хутор Глубокое, хутор Исады, хутор Каргино. Муниципальное образование расположено в южной части Вологодской области. Протяженность с севера на юг – 21 километр, с запада на восток – 36 километров. Население муниципального образования Вохтожское по состоянию на 01 января 2012 года составляет 7 тысяч 400 человек.
В западной части муниципального образования протекает река Вохтожка, в восточной – река Монза.
|
07 марта 2013 года законами Вологодской области № 3001-ОЗ от 07.03.2013 года "О преобразовании некоторых муниципальных образований Грязовецкого муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав" и № 1114-ОЗ от 06.12.2001 года (в редакции закона Вологодской области от 07.03.2013 года № 3001-ОЗ) "Об установлении границ Грязовецкого муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав" были урегулированы вопросы преобразования муниципального образования Вохтожское и муниципального образования Каменское путём их объединения и установления границ вновь образованного муниципального образования Вохтожское со статусом городского поселения с административным центром в посёлке Вохтога. |
![]() | Площадь вновь образованного муниципального образования Вохтожское увеличилась в два раза, численность населения составила 7 тысяч 656 человек. В состав вновь образованного муниципального образования Вохтожское вошли (дополнительно к вышеуказанным) сельские населённые пункты: пос.Вострогский, пос.Восья, пос.Истопный, пос.Каменка, пос.Кирпичное, пос.Кирпичный завод, пос.Максимовка, пос.Подкаменка, пос.Стеклянка.
Свое наименование поселок Вохтога получил либо от названия деревни Вохтоги, расположенной в 5 км от поселка Вохтога, либо от названия реки Вохтожки (в прошлом река называлась Вохтога, была не такой уж маленькой, имела довольно важное значение в водно-волоковом пути из бассейна Волги в бассейн Северной Двины). |
Существует 3 версии толкования названия. Первая предполагается доктором филологических наук, профессором Вологодского педагогического института Ю.И. Чайкиной: По названию реки Вохтога, восходящему к прибалтийско- волжским языкам: фин. "овто" - "медведь", "га" - "река", то есть Вохтога - "медвежья река" (12). Краевед из Череповца В. Пятаков трактует название Вохтоги как «бочаговая река». По его мнению, название произошло от вепсского «вохтега» – «бочаговая река» (9). | ![]() |
![]() | Третья версия, наиболее распространенная, связана с географическим положением Вохтоги. В восточной части Грязовецкого района в старину существовала волость Лежский Волок или Лежсковолокская, охватывавшая земли в междуречье реки Лежи, несущей свои воды в Сухону, и Монзы, соединенной через Кострому с Волгой. Но волок находился не прямо между Монзой и Лежей, а шел от Монзы к Вохтоге, правому притоку Лежи. Вохтога протекает на самом ключевом участке этого водно-волокового пути. Основу названия реки следует сопоставить с финно-угорским термином «ухт-/вохт-», обозначавшим как раз волок, перетаск лодок с одной реки на другую (5).
Таким образом, по мнению исследователей, через реку Вохтогу проходил водно-волоковый путь с Волги на Сухону. |
Наши предки старались селиться по берегам рек и озер, к выбору места относились придирчиво: нужна была непременно близость к воде, лучше всего к речному устью, богатому рыбой. Нужны щедрые леса и луга, земля, пригодная для пахоты. Для селения место выбирали ровное, высокое, на пригорке, чтобы весеннее половодье не подмывало жилище.
Крестьянское население нашего края никогда не знало гнета помещиков. Все деревни были собственностью либо государства, либо монастырей.
В настоящее время в распоряжении муниципального образования имеются лишь разрозненные сведения по истории территорий, входящих в его состав.
I. Из истории деревень Антипино, Ваганово, Вохтога, Дресвище, Елховка.
Первое упоминание об этих деревнях относится к 17 веку. Все деревни расположены вблизи двух рек: Вохтоги и Елховки.
![]() |
Многочисленное население деревень жило единоличными хозяйствами. Земля наделялась по душам. Основным родом занятий было земледелие и животноводство. Сеяли рожь, овес, горох – основные культуры для пропитания. Из технических культур возделывали лен, которому уделялось особое внимание. Обработанный лен (волокно) возили на ярмарку в деревню Бакшино и на базар в село Сидорово (ныне центр муниципального образования Сидоровское Грязовецкого района), где лен можно было продать или обменять на товар. Кроме того лен обрабатывали и для ручного ткачества в домашних условиях. Каждая женщина в крестьянской семье с детства училась обрабатывать лен: мять, чесать, прясть, ткать. В домашних условиях на ткацких станках вырабатывали льняное полотно, которое использовалось для пошива одежды, и «новину» – полотно, из которого шили полотенца, скатерти. |
Для обработки земли каждый состоятельный крестьянин держал лошадь, а некоторые – не одну. Всю упряжь и повозки делали сами: телеги, сани, гнули колеса, дуги. В каждой деревне имелись кузницы, где делали сохи для вспашки земли, бороны для рыхления земли, подковы для подковки лошадей и т. д.. Каждое хозяйство имело гуменные пристройки: ригу для сушки снопов и обмолотки зерна, сарай для хранения соломы, мякины, отходов от обмолота зерна и льна, которые шли на корм скоту. Каждый хозяин имел надел, который выделялся или покупался в лесу, где своими силами расчищался участок, за которым старательно ухаживали. На участке выбирали место для сенокоса, и здесь же, в лесу, ставили сарай для хранения сена.
Помимо земледелия занимались животноводством. В каждом дворе было несколько коров. Молоко сдавали на молокозаводы, обменивали на другие товары. Для размола зерна в каждой деревне были мельницы – водяные и ветряные.
Для проведения праздников в деревнях Вохтога и Чёрновка были часовни.
В каждой деревне отмечался свой праздник. В Антипино и Чёрновке – Ильин день (2 августа), в Дресвище – Афанасьев день (18 июля), в Вохтоге – Казанская (21 июля).
12 июня 1900 года в деревне Вохтога на средства мирян был заложен храм Казанской Божией Матери.
В 1911 году устроен свод над главным корпусом Храма, покрыта железом крыша над ним и устроена средняя глава. 14 сентября поднят крест. В 1912 г. сделаны своды над алтарем и трапезной. В 1913 г. сделаны 4 главы и докончена колокольня, 9 июня того же года подняты кресты. В 1914 г. сооружен шатер над колокольней, 12 июля поднят крест на колокольню. Этими работами руководил гражданский инженер Н.Е.Анохин. Длина храма составляла 14 сажен, высота 9 сажен 2 аршина до главы, ширина главного корпуса 9 сажен I аршин; четырехугольная колокольня с восьмигранным шатром.
Службы шли с 1917 по 1937 год.
В настоящее время здание восстанавливается на средства прихожан.
Учиться дети начинали в церковно-приходской школе в селе Сидорово. Сначала учились по церковным книгам, затем по учебнику «Новая деревня». В деревнях Вохтога и Антипино были созданы крестьянские школы.
Ведя хозяйство, крестьяне очень интересно проводили досуг, сочетая его с работой. В каждой деревне организовывали посиделки. Девушки шли на посиделки с прялками, за вечер им нужно было испрясть заготовленную куделю. Приходили ребята из других деревень и просили у хозяина дома, где проходили посиделки, разрешения поплясать, попеть песни. Во время посиделок «заводят столба» (место, отведенное для знакомства парня с девушкой). Садился парень и приглашал любую девушку, у которой он заранее просил, чтобы та привела с собой девушку, которая нравится ему. А парень в свою очередь приглашал парня, который нравился ей. Таким образом, на посиделках собиралось очень много людей. Пели песни, плясали под гармошку. Девушки плясали на перепляс соперницы (девушки, которым нравился один парень).
Но самыми интересными были «повады», которые проводились в «промежгонье» (время между постами). «Повада» проходила три дня (среда, четверг, пятница). На «поваду» приходили из всех деревень. Гости переходили из дома в дом. Девушки, направляясь «на поваду» в другую деревню, обязательно брали с собой несколько нарядов. На каждый день недели нужен был особенный наряд, причем в среду надевали один наряд, в четверг – два, а в пятницу – три. На «повадах» пели песни, знакомились, катались на лошадях.
Очень интересно и весело проходили такие праздники, как Широкая Масленица, Троицын день, Пасха, день Ивана Купалы. В каждой деревне были построены качели – круговые и простые – на них молодежь качалась, распевая песни, частушки, прибаутки.
До 1929 года все население деревень жило единоличными хозяйствами. С 1929 года начали создаваться первые колхозы. В каждой деревне был отдельный колхоз. В д. Вохтога – колхоз «имени Ворошилова» (первым председателем стал приезжий – В.Н. Вражняк). В 1960 году все колхозы были объединены в один – совхоз «Сидоровский», в который вошли два сельских совета – Сидоровский и Вохтожский. В 1964 году совхоз был разделен на два – «Сидоровский» и «Вохтога».
В 1947 году в деревне Вохтога был открыт сельский клуб, в котором проходили спектакли, вечеринки с играми и песнями.
В 1957 году при Вохтогском сельском Совете была открыта библиотека. В настоящее время на территории сохранившихся деревень действуют два магазина, медпункт, начальная школа, Дом культуры, библиотека.
II. На берегах Монзы.
«Монза» – один из самых загадочных топонимов Вологодской области. Непонятно не только значение этого слова, но даже из какого языка оно пришло к нам. Предполагают, что это одно из немногих слов, оставшихся нам от северного народа саамов, когда-то живших в этих краях. В языке саамов (лопарей) есть слово «монче», что значит «красивая».
Монза берет начало с водораздела в 8 км юго-восточнее с. Шейбухты Междуреченского района Вологодской области. Длина реки от истока до впадения в р. Кострому – 85 км. Ширина в разных местах колеблется от 12 м до 70 м.
Монза последние 25 км до впадения в р. Кострому имеет значительный уклон русла. Падение воды на этом участке достигает 0,33 м/с. Течение быстрое. Русло щебенистое, в некоторых местах каменистое, имеются пороги.
![]() |
Подъем воды в Монзе во время половодья достигает 2,7 м (в верховьях), а в низовьях реки доходит до 7,4 м, что объясняется подпором р. Костромы. Начиная с 12 века эти исконные угро-финские земли начинают заселять славяне. Пришлое земледельческое население селилось вдоль рек и речушек – основных транспортных магистралей того времени. В середине 19 века на берегах Монзы было расположено 19 деревень с общим населением около тысячи человек. В приходе тогда состояло 7 селений, в которых проживало около 2 тыс. человек. На левом берегу Монзы, на высоком холме находится село Демьяново. Первые упоминания о селе относятся к 1628 году. Рядом располагаются деревни Путилово, Орлово, Богданово, Муниково, Становое и др. Первые упоминания о них также относятся к 1628 году. |
В некоторых из них до сих пор прекрасно сохранились здания, построенные два века назад.
![]() | ![]() |
Здание администрации в Демьянове (построено в 1820 г.)
|

Васильевский храм села Демьяново был построен в 1820 г. на средства прихожан и состоял в 1-ом округе Буйского уезда Костромской епархии. Здание церкви и колокольня каменные, крытые железом. Храм был обнесен каменной оградой с железною решеткой. Была у церкви и земля: усадебная, вместе с церковными погостами, — 10 кв. сажень, пахотная — 10 кв. сажень, сенокосная — 10 кв. сажень. Земли находились на расстоянии до 4,5 верст от церкви. Где именно эти земли располагались — неизвестно, т.к. плана и межевых книг на землю у церкви не было. Причем пользовались землей «через полосы» с крестьянами села Демьяново, и она была записана во «Владычной записи».
Священник жил в деревянном доме, построенном в 1855 г. Прихожане купили этот дом в 1876 г. Он находился на церковной усадебной земле и они передали его в собственность церкви. Также церкви принадлежали и другие постройки: деревянный двухэтажный дом, крыша которого была покрыта железом. дом был построен на средства прихожан в 1884 г. В нем жил церковный сторож. Имелся деревянный амбар, крытый железом, построенный в 1880 г. дьякон и псаломщик собственных домов на церковной земле не имели и жили на квартирах. Церковные дома были очень прочные, состояние их в то время было удовлетворительное. Одно упоминание о железных крышах чего стоит, для 19 в. такой способ покрытия кровли был весьма дорогим удовольствием.
Расстояние от церкви до Костромы было 160 верст, от уездного города Солигалича — 100 верст, от железнодорожной станции Вохтога Северной железной дороги 11 верст.
Почтовый адрес церкви в то время был: город Солигалич, Чудцовское почтовое отделение. В приходе имелось двухклассное Министерства Народного Просвещения училище, в котором обучалось: мальчиков — 51, девочек — 20. Была также церковная школа, где обучались мальчики и девочки.
В 1948 г. храм был закрыт. Имущество церкви, «в целях сохранности», на основании решения исполкома Буйского райсовета было передано действующим общинам: Михайло-Архангельской Глебовского сельского совета и Егорий на р. Костроме Княгининского сельского совета.
III. Побережье.
![]() |
Местность, расположенная в районе устья реки Вохтоги (ныне р. Вохтожки) называлась Побережье и насчитывала свыше 12 населенных пунктов, первое документальное упоминание о которых датируется 1628 годом. Среди них село Никольское и деревни: Строево, Чухарица (Чюхарица – по документу первого упоминания), Аксеново (Оксеново), Целенниково, Родионово, Белово (Белая), Верхняя Пустынь (Верхняя пустыня), Нижняя Пустынь (Нижняя Пустыня), Комарово, Афанасково (Афанаськово), Михалково (Михайлово). На реке Леже между д. Аксеново и д. Целенниково стояла мельница, на которую возили муку из всех деревень. В деревне Белово была построена красильня, которой пользовалась вся округа. Краску изготавливали сами из природных материалов. |
В деревнях были кузницы, обеспечивавшие хозяйства необходимыми орудиями труда. Сами делали плуги, сани, упряжки для скота и др. В д. Аксеново была маслобойня. В каждом хозяйстве сеяли лён, злаки, держали скот, у всех были хозяйственные постройки. Многие занимались пчеловодством. Пчелы находились в «бортях», т. е. дуплах. Мед гнали в глиняных «опорниках», медогонок не было. В каждой деревне были свои столяры и плотники, которые работали по найму.
Праздники отмечали только религиозные, очень шумно и весело. Варили пиво, ставили брагу, пекли пироги. Обязательно приглашали гостей.
Каждая деревня отмечала свой праздник:
Д. Аксеново – Афанасьев день 18 июля;
Д. Михалково – Казанская 21 июля;
Д. Целенниково – Смоленская 10 августа;
Д. Корючево – Кириллов день 22 июня;
Д. Белово – Успенье 28 августа;
Д. Строево – Иванов день 7 июля;
Д. Родионово – 1 Спас 14 августа;
Д. Верхняя Пустынь – Бориса и Глеба 6 августа.
В каждой деревне были часовни, в которых священник служил по очереди. Батюшка освящал постройки, скот, пел молебны.
В 1833 г. В селе Никольское была построена двухэтажная церковь. В строительстве храма были заняты турки. На колоколе была вылита фамилия купца Разгулова, так как он выделил самую большую сумму денег. Церковь была обнесена каменной оградой. В Пасху жители ходили с Крестным ходом вокруг храма – по одну сторону мужчины, по другую – женщины.
В 1937 году церковь была закрыта, а в здании был организован зерносклад. В последствии в помещении был детский дом, потом школа. В 1970 году школа была закрыта из-за отсутствия учеников.
![]() |
В деревне Аксеново была изба-читальня, также в деревнях Аксеново, Афанасково и Никольское были начальные школы. В настоящее время многие из вышеназванных деревень прекратили свое существование, в некоторых остались 1 – 2 жителя. По-прежнему населены деревни Аксеново, Чухарица, Целенниково, Строево. В деревне Аксеново сохранилось здание начальной школы (которая, со слов местной жительницы Кренделевой Таисьи Ивановны, была открыта в 1920 году), а также библиотека (Аксеновский сельский филиал Грязовецкой ЦБС). |
IV. История поселка Вохтога.
С 1902 по 1905 гг. ведутся работы по прокладке участка Северной железной дороги Вологда – Вятка. На картах железных дорог России появляются названия новых станций и полустанков. В их числе Вохтога.
Вначале станция Вохтога представляла собой несколько домиков казарменного типа, стояла будка да чайная. Вокруг станции приютились хутора и деревни, глухой стеной стоял лес. Хутора сохранились по сей день: Глубокое, Исады, Каргино. В настоящее время они представляют собой нечто вроде микрорайонов Вохтоги.
По мнению Ю.И. Чайкиной, название хутора Исады является очень древним по происхождению. Слово восходит к существительному «исады», которое бытовало в древнерусском языке в значениях: пристань, «место высадки на реке», «место погрузки на суда». Название дано по местоположению селения, возникшего на берегу реки около пристани, около места погрузки и хранения товаров.
Именно через Исады, подтверждают старожилы, проходил у нас волоковый путь.
Через три десятилетия, в связи с организацией Монзенского леспромхоза, населённый пункт стал быстро разрастаться и в 1960 году получил статус рабочего поселка.
Созданный для того, чтобы разрабатывать горельники и снабжать дровами Москву, леспромхоз в начале тридцатых годов представлял собой полукустарное предприятие сезонного типа. Здесь валили и разделывали лес так, как делали это наши деды и прадеды сотни лет назад. Топор и поперечная, а затем – лучковая пила были единственными инструментами лесорубов, а на вывозке древесины использовались лошади. В первое время леспромхоз не имел не только какой-либо техники, но даже собственного обоза и кадровых рабочих. Сезонники из окрестных колхозов и других областей страны строили для себя бараки с нарами в два-три яруса, а для лошадей - навесы и конюшни. Клубов и радио, естественно, не было, как, впрочем, и столовых, а первые магазины в лесопунктах имели ассортимент лишь самых необходимых товаров: хлеб, соль, спички, махорку…
Первые плановые разработки горельников и прилегающих к ним лесных массивов начались в 1932-33 годах в местечке Кучма и на 6 километре дороги на Демьяново, где было в больших объёмах организовано углежжение, а несколько позднее - по ходу начавшейся строиться Монзенской железнодорожной ветки. Заготовленные древесина и уголь полностью отправлялись в Москву. Погрузка в вагоны широкой колеи также велась вручную.
![]() |
Как было сказано выше, в 1933 году было начато строительство Монзенской железнодорожной ветки широкой колеи, как составной части Монзенского леспромхоза. К 1936 году было проложено 38 километров дороги с ответвлением до станции Истопная. Вокруг ее начали работать Орловский, Восьинский, Путикский, позднее Сорский и Прудовицкий лесопункты. В военные годы потребность в древесине увеличилась, началось интенсивное продление железнодорожного пути до реки Востроксы (45 километров) и до Лосьи (50 километров). Повелись заготовки и в новых лесопунктах Вострокском и Лосьинском. |
Это было трудное время. Многие рабочие, специалисты ушли на фронт. Локомотивным бригадам приходилось трудиться без отдыха по нескольку суток. Паровозы работали на дровах. За рейс до Лосьи помощник машиниста и кочегар сжигали в топке до 25 кубометров дров. На текущем содержании пути и на новом строительстве работали исключительно женщины.
С 1955 года началось продление ветки в глубь лесных массивов.
Строители с помощью коллектива Лосьинского лесопункта за пять лет построили и сдали в эксплуатацию участок дороги Лосья – Гремячий протяженностью 66 километров.
Железнодорожное хозяйство оснастилось передовой техникой, появились мощные тепловозы.
В 1952 году Монзенский леспромхоз был уже одним из крупнейших и наиболее механизированных лесозаготовительных предприятий области, на 100 километров протянулись железнодорожные пути Монзенской ветки, соединяющие лесопункты.

Поточный метод заготовки, дающий возможность правильно организовать труд и резко поднять его производительность, стал тогда основной формой труда на лесозаготовках.
Леспромхоз был одним из крупнейших на Северо-Западе России. Так, в 1975 году предприятием было заготовлено рекордное количество древесины – более 1 млн. кубометров.
В настоящее время Монзенская железная дорога, берущая начало в посёлке Вохтога, самая длинная в мире ведомственная железнодорожная линия широкой колеи. Ее протяженность 284,4 километра! Собственником и организацией обслуживающей железнодорожные пути сообщения и осуществляющей пассажирские (конечные пункты назначения п.Ида и п.Каменка) и грузовые (конечные пункты назначения г.Солигалич и п.Кема) перевозки является ООО «МонзаЖелТранс».
Дорога имеет не только экономическое, но и социальное значение, связывая отдаленные лесные поселки Тотемского и Бабушкинского районов, а так же Костромскую область с посёлком Вохтога.
В августе 1957 года на базе Монзенского леспромхоза вступил в строй домостроительный цех. В Вохтоге появились первые щитовые дома, выпущенные на предприятии. Цех домостроения постепенно обрастал вспомогательными цехами: появился склад пиловочного сырья, 2-рамный лесоцех с бассейном и сортировочной площадкой, окорочно-рубительная станция, ремонтно-механический цех.
В 1961 году был образован Монзенский домостроительный комбинат. В 1974 году введена в эксплуатацию новая котельная на жидком топливе и построена теплица. В 2000 году Монзенский ДСК преобразован в общество с ограниченной ответственностью «Монзенский деревообрабатывающий комбинат». В этот сложный для предприятия период произошла не одна смена собственника производственных мощностей комбината.
В настоящее время комбинат успешно работает и развивается, являясь обществом с ограниченной ответственностью «ВохтогаЛесДрев».
ООО «ВохтогаЛесДрев» и ООО «МонзаЖелТранс» - это предприятия, работа которых является основной составляющей стабильного финансово-экономического и социального положения муниципального образования.
Хочется отметить, что при поддержке Васёва Павла Андриановича (собственник комбината) и Кудрявцева Сергея Викторовича (генеральный директор комбината) усилиями наших земляков-энтузиастов под руководством Барабановой Веры Николаевны в административном здании ООО «Вохтожский ДОК» создан музей «Лесной Монзы», экспонаты которого рассказывают об истории нашего края.
С 1938 года начинает свой отчет история средней школы.
На базе начальной была образована неполная средняя школа, которая в 1950 году преобразована в среднюю. Это было большим достижением в развитии образования в поселке. Первый выпуск средней школы состоялся в 1953 году.
В 1972 году построено новое здание школы на 640 мест, и в Вохтоге стало 2 школы: средняя и восьмилетняя.
1 сентября 1988 года приветливо распахнуло свои двери новое здание школы на 30 классов, в котором школа № 1 размещается и по сей день.

В 1942 году в поселке открывается больница, которая первоначально размещалась в деревянном здании.
И только в 1983 году коллектив больницы отмечает радостное событие – введено в эксплуатацию типовое благоустроенное здание, оснащенное медицинским оборудованием и инструментарием, необходимым для оказания квалифицированной медицинской помощи.
В 1992 на пожертвования местных жителей и при содействии Монзенского ДОКа началось строительство храма в п. Вохтога.
3 января 1996 года освящение храма в честь Архистратига Божьего Архангела Михаила и первую божественную литургию совершил благочинный центрального округа протоиерей Георгий Иванов.
В 1998 году храм посетил Архипастырь Епископ Маскимилиан, а 1 сентября 1999 года при храме открылась Воскресная школа. Позднее стали осуществлять свою работу детская православная студия «Свечечка», организованная для детей младшего школьного возраста, и Православный молодёжный клуб.
В настоящее время на территории муниципального образования работают одна общеобразовательная школа, два детских сада, филиал Грязовецкого политехнического техникума, детская школа искусств, два спортивных учреждения, районная больница №2, аптека, Дом культуры и его филиалы, две библиотеки, два учреждения социального обслуживания населения.
Банковская система представлена дополнительными офисами коммерческих банков: «Сбербанк России», . Система страхования – страховыми компаниями: «Росгосстрах», «Согаз».
Заключение.
Муниципальное образование Вохтожское, созданное в 2005 году, имеет совсем небольшую историю, чего нельзя сказать о населённых пунктах, входящих в состав муниципального образования, где самым «молодым» является центральный посёлок – Вохтога. Первое же упоминание о деревнях, рядом с которыми строился посёлок, относится к 1628 году.
Посёлок Вохтога расположен в центре муниципального образования. Все деревни находятся близко к воде, по берегам рек. Населенные пункты по своему расположению можно объединить в три группы:
- в районе рек Вохтоги и Елховки;
- на берегах реки Монзы;
- в устье реки Вохтоги.
Все они имеют свою историю, традиции, обычаи.
Представленные материалы требуют уточнения и дальнейшей обработки, но мы надеемся, что они положат начало созданию историко-культурной хроники территорий муниципального образования Вохтожское.
Будем рады совместному сотрудничеству с вами, дорогие друзья!
Библиографический список:
- Архив библиотеки Грязовецкого муниципального района.
- Архивные документы (1924 г., 1947 г., 1948 г.)
- Баранов С.Ю., Глебова А.А., Розанов Ю.В. Культура Вологодского края. — М.: Издат. дом «Истоки», 2004.
- Вологодская область. Административно-территориальное деление. – Вологда. Северо-Западное книжное издательство, 1974. – 487 с..
- Городок на Московской дороге. Историко-краеведческий сборник. – Вологда: «Ардвисура», 1994. – 272с..
- Ехалов А.К. На своей земле. Сб. очерков. – Архангельск: Сев.- Зап. кн. изд-во, 1988.
- Камкин АВ. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992.
- «Лес Родине!», газета Монзенского леспромхоза: Вохтога. 1955 – 1957 гг.
- Пятаков В. «Земля русская от Белого озера пошла». «Красный Север». 1995.
- Родословие Вологодской деревни. Сост.: П.А. Колесников, Т.М. Димони. Вологодский пединститут, 1990. – 265 с..
- Свистунов М.А., Трошкин Л.Л. Междуречье. Очерки и документы местной истории (1137 – 1990 гг.). Вологда: ПФ «Полиграфист», 1993. – 304 с..
- Чайкина Ю.И.. Географические названия Вологодской области. Топонимический словарь. – Архангельск, 1993.